Экспозиция творчества Сальвадора Дали в манеже 28.01.2020 — 25.03.2020

Так сложилось, что летний сезон девятнадцатого года у меня закончился в конце ноября. В этом году капризы погоды смешали все времена года. Лета почти не было, зато осень радовала нас до середины зимы. Да так, что устав от тепла, мы с нетерпением ждали морозов. И вот в феврале месяце я впервые за долгое время выбралась из своей «деревни» в центр на выставку творчества Сальвадора Дали в манеже.

Благо из Строгино прямая ветка до Арбатской 40 минут, не надо кружить по переходам. Договорились мы с подругами совместить полезное с приятным, устроив такой импровизированный культпоход. Встречались в вестибюле четырёх станций Арбатская, Библиотека Ленина, Боровицкая и Александровский Сад. Пока гуляли по переходам, попали на выступление гусляра Кирила Богомолова. Акустика в метро, конечно, специфическая, но настроение предвкушения некоего праздника, пение русских гуслей нам обеспечило.

С Воздвиженки выход к манежу с другой стороны от входа, и мы решили сделать остановку на чашечку кофе, просто чтобы поболтать, обменяться новостями. Это оказалось весьма правильным решением, потому что очередь у входа в манеж растянулась на целый час. При чём было организовано две очереди. Одна в кассу, а вторая с электронными билетами. Очередь с электронными билетами была примерно в два раза длиннее очереди в кассу, по-этому и двигалась медленнее. По началу мы порадовались, что не стали покупать билеты по интернету, но когда подошли к кассе эта радость обернулась печалькой. В кассе простояли ещё полчаса. Надо отдать должное организаторам выставки и служащим манежа, к суетящимся посетителям то и дело подходили приветливые девушки и подсказывали кому в какую сторону надо идти.

В четверг, пятницу и субботу кассы работают с 10 утра до 11 вечера. В понедельник, вторник, среду и воскресенье с 10 утра до 8 часов вечера. В будни входной билет 600 рублей, а для льготной категории граждан 300 рублей. В выходные соответственно 750р. и 350р. А так же для инвалидов 1; 2 гр. и детей до 6 лет вход бесплатный. Желающие могут за 350 рублей приобрести аудио гид по выставки. Подробности на сайте dali2020.ru.

Четыре кассира быстро обслуживали очередь, а помощницы сообщали об освободившейся кассе. Одним словом полуторо часовое ожидание никак не повлияло на приподнятое настроение. Наконец в половине шестого мы прошли в фойе перед экспозицией. Достаточно просторный зал оформлен инсталляциями современных художников в духе Сальвадора Дали. Чего стоит один только автограф художника инкрустированный муравьями. Такой, как бы подготовительный, интерьер придаёт настроению некую торжественность предстоящего просмотра. Справа разместили компьютерный зал, но мы туда не пошли (день двигался к завершению, а сама выставка казалась нам гораздо интереснее).

Если кто не знает, Сальвадор Дали — испанский живописец, скульптор, график, писатель и режиссёр. Годы жизни с 11 мая 1904г. до 23 января 1989г. Сам о себе говорил:

В шесть лет я хотел быть Наполеоном — и не стал им. В пятнадцать лет я хотел быть Дали — и не стал им. В двадцать пять лет я хотел стать самым обсуждаемым в мире художником — и добился этого. В тридцать пять лет я хотел достичь прочного успеха в жизни — и пришёл к этому. Сейчас, в сорок пять, я хочу создать шедевр и спасти Современное Искусство от хаоса и лености. И сделаю это!

Экспозиция работ Сальвадора Дали

Полотна объеденные и выставлены по направлениям, тематики и в соответствии с годами творчества художника, каждая в отдельном зале, которые соединены между собой плавными переходами. Разделительные перегородки оформлены фотопортретами художника, репродукциями его работ и живыми нарциссами, растущими в огромных кашпо.

Ранние импрессионистические работы

Страсть к рисованию проснулась у Сальвадора Дали ещё в детстве. К 15-ти годам, обучавшийся живописной композиции и техники светотени в муниципальной школе Фигераса, Дали создал целую коллекцию пейзажей и портретов членов семьи. По приглашению друзей, родители Дали переехали в Кадакес, где сняли небольшой дом. Этот дом и был изображён на картине «Портрет моего отца...». С тех пор пейзажи окрестностей Кадакеса стала одной из важных тем раннего творчества Дали.

1921 год стал для юного художника годом перемен и потрясений. В феврале умерла мать Дали, а в июле — ближайший друг Пепито Пичот. Дали решил поступать в академию изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде. Отец поддержал стремление сына.

Сюрреалистический период

1929 год стал переломным в творчестве Дали. Луис Бунюэль предложил художнику стать соавтором сюрреалистического фильма «Андалузский пёс», и для участия в съёмках Дали переезжает в Париж. Познакомившись с творческой элитой сюрреалистов, Дали стремится запечатлеть на своих картинах мир сновидений и бессознательного. Иконография и символизм его работ становятся всё более сложными и символичными.

В августе 1929 года дали с группой художников проводит каникулы в Кадакесе. С этого момента Гала становится его женой, моделью, музой и самым надёжным арт-менеджером. В то же время к нему приходит и финансовый успех.

С начала 1930-х годов он начинает разрабатывать свой собственный параноидально-критический метод, который по замыслу художника был призван спасти сюрреализм и живопись в целом.

Мне показалось, что я родился заново. Группа сюрреалистов была для меня своего рода питательной средой. Я верил в сюрреализм как в Закон Божий

Именно параноидально-критический метод помог Сальвадору Дали избавиться от подражательности в живописи и найти свою тему, стиль, обрести по истине мировое признание. В 1938 году Дали встречается с Зигмундом Фрейдом и показывает ему свои работы. Зигмунд Фрейд высоко оценил творчество художника, о чем и написал в письме.

Атомный мистицизм

Взрыв атомной бомбы в 1945 году стал для Дали по его словам «сейсмическим потрясением». Картина «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» стала последним произведением сюрреалистического периода. Дали с увлечением изучает строение атомного ядра и квантовую теорию Макса Иланка. Фигуры на его полотнах начинают распадаться на отдельные элементы, словно подвешенные в безвоздушном пространстве.

В 1948 году, после возвращения в Испанию, Дали объявляет своим новым сверхоружием мистицизм, «абсолютное видение», с помощью которого собирается спасти мир и современное искусство. Изменения были столь решительными, что публика и пресса всерьёз заговорили о Дали как последовательном неоклассицисте и ревностном католике. Его работы приобретают отточенность рисунка рафаэлевских мадонн, космичность пейзажей и строгое следование принципам «золотого сечения» в духе ренессансных трактатов.

«Божественная комедия» Данте в иллюстрациях Сальвадора Дали.

В 1950 году в своём выступлении Дали отрёкся от атеистического прошлого и провозгласил себя «религиозным мистиком». Новой концепции его творчества предшествовал заказ, полученный от Итальянского государственного института печати, проиллюстрировать новое издание «Божественной комедии» Данте Алигери, приуроченное к 700-летию со дня рождения поэта.

Дали начал работу в Кадакесе летом 1950 года, и завершил её два года спустя. 102 иллюстрации, выполненные на листах in folio в различных техниках преимущественно акварелью, гуашью и сангину, в 1954 году были представлены, с разрешения Итальянского государственного института печати, в римском палаццо Паллавичини — Роспильози. Выставка имела далеко не единодушные отзывы. Шумиха достигла таких масштабов, что Институт печати расторг договор с художником. И лишь в 1960 году, при содействии французского издателя Жозефа Форе, в издательстве Les Heures Claires ограниченным тиражом был выпущен роскошный альбом. Иллюстрации к «Божественной комедии» считаются одной из вершин книжной графики не только в творчестве Дали, но и в искусстве ХХ века.

После смерти Галы в июне 1982 года, Сальвадор Дали переезжает в её замок Пуболь. В немногочисленных картинах написанных им в последние годы всё отчетливее звучат темы смерти. Его последним научным увлечением становится математическая теория катастроф, систематизированная Рене Томом. Живопись становится то страстной и конвульсивной (как в картине «кровать и два прикроватных столика, яростно атакующие виолончель»), то балансирует на грани скупого графического знака. Виолончель становится наиболее частым образом его работ как символ женственности и искусства.

В 1983 году Дали прекращает заниматься живописью и поселяется в башне «Галатея» в собственном Театре-музее превратив себя в один из его экспонатов ещё при жизни.

В 1989 году, согласно завещанию художника, Дали был похоронен во дворе Театра-музея, навсегда оставшись частью своего «последнего шедевра».

Что ещё понравилось

Учитывая что мы на выставку пришли компанией, то начинали просмотр коллекции вместе, обсуждая экспонаты. Но постепенно разбрелись по разным залам и потерялись. Примерно часа через два с половиной, от большого потока информации и эмоций, я начала уставать. К окончанию просмотра экспозиции внимание стало более рассеянным, ноги гудели от усталости. Но название следующего зала «Ларуж» манило своей неизвестностью (я не знаю что это слово означает). Это был завершающий зал, который приветливо приглашал отдохнуть на красных диванчиках и скамейках с мягкими седушками. В зале «Ларуж» разместились работы современных художников и скульпторов в духе Сальвадора Дали.

Собравшись вновь своей компанией, отдохнув немного и обсудив впечатления, мы собрались выдвигаться домой. С нами на выставки был шестилетний сын подруги, и мы решили перед выходом заглянуть в кафетерий чтобы покормить ребёнка и самим перекусить. Я спросила у ребёнка: «Тебе понравилась выставка?» Он ответил утвердительно. «А что тебе понравилось больше всего?» - спросила я. Он с детской непосредственностью и радостью сказал: «Пианино!» Мы посмеялись и пошли на выход.

Дорога домой

Вышли из манежа мы уже в десятом часу вечера. Манежная площадь сверкала множеством огней, усиливая приподнятое эмоциональное состояние полученное от выставки. На площади молодые люди зарабатывали, предлагая сфотографироваться с птицами. Первым мы повстречали парня с совушкой Пуговкой. Ребёнок был в восторге, когда совушка уселась на его ладошку. Парень сказал, что мы можем сфотографироваться просто так, но если заплатим немного на мышку для совы, он будет благодарен. Да кто бы возражал, понятно же что мышки тоже денег стоят. Заплатили мы за селфи с совой и пошли. От такого близкого общения с птицей (сову не так часто встретишь в обычной жизни), усталость совсем покинула нас.

Немного дальше стояли девушки с голубями. Время позднее, ребёнку уже спать пора и мы хотели пройти мимо. Но девушки буквально усыпали ребёнка голубями (на руки, на плечи, на голову посадили птиц). Ребёнок даже испугался (всё-таки голуби на голове — это не приятно).

Да ладно, настроение портить не хотелось, пофотографировались..., и вдруг понеслось... Прямо с «цыганской» наглостью девушка стала выставлять счёт за фото с голубями. Сначала насчитала 1300р. Это конечно и так перебор, но когда ей отдали столько сколько она запросила, то вдруг заявляет что ещё надо столько же. Ну это вообще наглость! В общем больше платить мы отказались, но настроение она нам испортила сильно.

Заключительные мысли

В общем и целом выставка понравилась. Моё отношение к творчеству Сальвадора Дали не просто продвинулось в положительную сторону, но изменилось полностью. То что организаторы выставки позаботились разъяснить причины и предпосылки написания художником тех или иных произведений внесло определённую ясность в понимание творчества Дали. Но экспозиция очень большая, за один раз не подготовленному человеку сложно воспринимать такой объём. Не смотря на то, что продлится она ещё до конца марта, у меня вряд ли будет возможность посетить ещё хотя бы раз. А жаль. Я ещё бы сходила... ну, да не буду загадывать, может и случится с оказией.

Знакомы ли Вы с творчеством Сальвадора Дали? Какое у Вас отношение к живописи Дали? Поделитесь в комментариях.

Удачи. И до новых встреч.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение